Семинар по анализу рабочих программ
01.10.2025Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 13» г. Аргуна имени С. Д. Диканиева
Семинар по анализу рабочих программ
(с использованием алгоритма)
Цель семинара: ознакомление учителей с алгоритмом анализа рабочих программ и его практическим применением для повышения качества образовательного процесса.
Целевая аудитория: учителя начальных классов, учителя-предметники, методисты, члены администрации гимназии.
Дата проведения: 27 сентября 2025 г.
Время проведения: 1,5 - 2 часа.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, раздаточные материалы с алгоритмом анализа, распечатки рабочих программ (для практической работы), доска.
Ведущий: Забалуева Т.М. - заместитель директора по НМР
Проведение семинара:
Вводная часть
Краткое представление цели и важности семинара.
Создание позитивной и рабочей атмосферы.
Актуальность и задачи анализа рабочих программ.
Обсуждение роли рабочей программы в образовательном процессе.
Подчеркивание важности анализа рабочих программ для учителя.
Соответствия ФГОС и учебному плану гимназии.
Обеспечения преемственности между уровнями образования.
Достижения планируемых результатов обучения.
Выявления сильных сторон и проблемных зон в содержании и методике преподавания.
Теоретическая часть:
Представление алгоритма анализа рабочих программ.
Обзор существующих подходов к анализу рабочих программ.
Краткий обзор формальных и неформальных подходов.
Упоминание традиционных методов оценки, их достоинств и недостатков.
Представление предлагаемого алгоритма анализа.
Четкое и структурированное представление алгоритма анализа рабочих программ.
Разбиение алгоритма на этапы с подробным описанием каждого этапа.
Визуализация алгоритма в виде блок-схемы (на слайде, в раздаточных материалах).
Объяснение логики и взаимосвязи между этапами.
Алгоритм:
Общие положения:
Соответствие ФГОС (номер приказа, соответствие требованиям к результатам освоения программы).
Соответствие учебному плану гимназии (количество часов, распределение по темам).
Актуальность и полнота нормативно-правовой базы.
Цели и задачи курса:
Четкость и конкретность формулировок.
Соответствие целям и задачам ФГОС и потребностям учащихся.
Измеримость (возможность проверки достижения целей и задач).
Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные):
Соответствие требованиям ФГОС.
Полнота и достаточность для достижения целей и задач.
Формулировка в деятельностной форме (что ученик должен знать, уметь, понимать).
Наличие четких критериев оценки достижения результатов.
Содержание учебного курса:
Соответствие тематическому планированию.
Научная обоснованность и актуальность содержания.
Достаточность содержания для достижения планируемых результатов.
Наличие межпредметных связей.
Тематическое планирование:
Соответствие учебному плану.
Рациональность распределения учебного времени по темам.
Логическая последовательность изучения тем.
Описание видов учебной деятельности, используемых технологий и форм организации обучения.
Оценка результатов:
Соответствие форм и методов контроля планируемым результатам.
Четкость и понятность критериев оценки.
Наличие разнообразных форм контроля (текущий, промежуточный, итоговый).
Учебно-методическое обеспечение:
Соответствие используемых учебников и пособий ФГОС.
Наличие необходимых электронных образовательных ресурсов.
Достаточность методических материалов для учителя.
Корректировка рабочей программы (после анализа):
Определение областей для улучшения.
Разработка плана действий для внесения изменений.
Систематический мониторинг и корректировка рабочей программы.
Представление шкал оценки (балльная).
Объяснение критериев для каждой оценки.
III. Практическая часть:
Анализ рабочих программ.
Разбиение участников на группы.
Деление участников на небольшие группы (по предметным областям).
Назначение в каждой группе ответственного.
Практическая работа по анализу рабочих программ.
У каждой группы на столах распечатанные рабочие программы по определенному предмету и классу.
Участники проводят анализ рабочих программ, используя предложенный алгоритм.
Ведущий оказывает консультационную поддержку группам.
Обсуждение результатов анализа в группах.
Выявление общих тенденций и проблемных зон.
Формулировка конкретных предложений.
Заключительная часть
Представление результатов анализа группами.
Каждая группа кратко представляет свои выводы и предложения.
Обсуждение представленных результатов.
Структура федеральных рабочих программ
1. Пояснительная записка
2. Содержание обучения
3. Планируемые результаты
4. Тематическое планирование (нет ЭОР!)
5. Поурочное планирование
6. Перечень (кодификатор) распределенных по классам проверяемых требований к результатам освоения ООП и элементов содержания
Структура рабочих программ в ФОП
1. Пояснительная записка
2. Содержание обучения
3. Планируемые результаты
4. Поурочное планирование
5. Проверяемые требования к результатам освоения ООП
6. Проверяемые элементы содержания
Отсутствует тематическое планирование!
Обобщение и рекомендации. Составление плана действий.
Совместная разработка плана действий по внедрению результатов анализа в практику работы гимназии.
Распечатка видов деятельности для каждого учителя обязательна!
Рефлексия и обратная связь.
Благодарность участникам за активную работу.
Раздаточные материалы:
Алгоритм анализа рабочих программ (текстовое описание). Рабочие программы (для практической работы).